Сыну 9 лет. Занимается спортом, часто участвует в соревнованиях. Заранее всегда уверен на 100%, что победит. Бывает выигрывает, бывает проигрывает. Если проигрывает - слёзы, истерика и минимум 3 дня депрессии. Вчера была олимпиада, объявили результаты - наш занял 2 место среди почти 100 человек!!!! Какая вы думаете реакция победителя? Опять слёзы... Его все поздравляют, а он ревёт... Разговаривали, объясняли, что это очень круто, что нельзя всегда быть первым, что есть другие люди, которые тоже стараются и хотят выиграть, да вроде он и сам это понимает, но... Меня это чёт пугает уже... Подскажите, психологи, педагоги! Может это норма?
я считаю что это хорошо
Возраст такой, пройдет
Это обида. Обидчивый он, самолюбивый.
Для данного возраста это можно назвать нормальным. Все дети стремятся быть первыми, только одни это скрывают и переживают внутри себя, а некоторые прямо до нервного срыва волнуются.
Задача родителей заранее готовить ребенка к тому, что он не единственный и в мире полно других талантливых детей. Мой сын переживал и плакал только лет в 5, когда в карты нам проигрывал. Мы тогда играть бросили, чтобы не психовал. Дальше он пошел в школу, сразу стал участвовать во всех олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. За участие хвалили, притворялись, что мы и этого не смогли бы. Чтобы знал, что он не самый глупый, а в некоторых вопросах и даже лучше других.
Советую и вам готовить парня к проигрышам. Типа, главное участие, есть куда расти, в следующий раз победишь. Примеры приводите из жизни великих спортсменов - они тоже не всегда выигрывают. Обидно, но они же спортсмены, они не плачут.
Завышенная самооценка это
Не психолог.
Но детей тренировал спорту (настольный теннис)
Могу сказать одно, что нужно донести до ребенка, что нужно из всего искать свои плюсы.
Занял первое место - молодец, но надо работать дальше.
А дальше начинается Ваша проблема (со второго и до последнего места).
Чисто психологически порой обиднее стать вторым, но суть не в этом.
Что делать по моему опыту:
1) Не говорить ему фразы на подобие "главное участие и тд" - это звучит, как унижение. Ни в коем случае не ругаем ребенка. Олимпиады/соревнования - не последние в его жизни, у него будет 1001 возможность победить.
2) Если есть какой то позитивный момент (прогресс), то отметьте его. Например в прошлый раз он был 20ым, а сейчас уже 2ой!
3) Скажите, что он личность. У каждого из нас бывают "не его дни". Почему невозможно сыграть 2 схожих матча в баскетбол с тем же счетом? Тут также. Сегодня он слабее, но завтра будет 1ым он.
4) Постарайтесь привить ребенку навыки записи и анализа своих игр. В спорте я советую вести книжку, в которой он после каждых соревнований писал бы свое самочувствие во время игр, что понравилось в игре, про каждого противника конкретно. Это поможет понять, что поражение не прошло зря. Стоит показывать ее и тренеру, чтобы было понимание - сходятся ли они во мнении относительно разных аспектов игры. Возможно, если спорт командный, то сделать это сложнее, конечно, но уверен, что и тут есть поле для фантазии.
5) К сожалению бывают часто бывают в спорте несправедливости (когда кто-то заплатил судье, просто ошибка судейства, банальное стечение обстоятельств и так далее вплоть до жульничества соперников и допинга). Если неприятность была случайной (что-то сделал не так) - то говорим, что все в опыт. Если поражение было в рамках судейства и тд - то говорим, что в мире действует закон бумеранга. Ни на кого зла не держим, работаем дальше. Аккуратно прививаем мысль о том, что играть нужно так, чтобы не зависеть ни от 1 плохого момента, ни от судейства ни от чего.
Уверенность в соревнованиях хорошо, но как человек тренирующий могу сказать, что ОЧЕНЬ часто у таких людей теряется уверенность в ходе проигрываемого отрезка. Начинаются нервы, паника, не понимания ситуации. "Вроде бы соперник меньше рейтингом, а я проигрываю.... как же так"??? И тут Важна работа тренера. Вовремя подсказать ребенку совет, дать ему воды, взять тайм аут. Все должно быть индивидуально. Кому то надо просто дать время и не говорить ничего "под руку", а кому то наоборот все по полочкам раскладывать.
Резюмируя, хотелось бы дать такой совет - поговорите с тренером. Выясните его позицию по данному вопросу. Прислушивайтесь к Вашему ребенку, учите его анализировать свои поражения. Это поможет не только в спорте, но и в жизни.
Всегда найдется тот, кто будет лучше тебя.
Важно это понимать и не забывать думать о здоровье и развитии.
Особенность характера, перфекционизм. С возрастом поймет что невозможно всегда и везде быть первым.
пройдет.
Это завышенная самооценка
так у всех детей в определённом возрасте.. они ещё не умеют достойно проигрывать.. ещё и от темперамента зависит .. если ребёнок мнительный он подвержен таким переживаниям больше. ещё момент ..такое может быть ещё и если у ребёнка комплекс отличника ..